Блог педагога-психолога

Уважаемые учащиеся и законные представители!

В нашем учреждении образования работает "Комната доверия". Вы можете обратиться за получением консультативной помощи с целью разрешения имеющихся проблем и, в частности, по вопросам профилактики насилия. Консультации проводит педагог-психолог.

 


 

Психологическая подготовка учащихся к сдаче выпускных экзаменов и централизованного тестирования

Успешность выполнения любой деятельности определяется состоянием психологической готовности к ней. Психологическая готовность – это сочетание личностных качеств и психологических особенностей человека, которое обеспечивает успешное выполнение соответствующей деятельности. Психологическая готовность является результатом достаточно длительного процесса подготовки.

Выпускные экзамены и централизованное тестирование рассматривается как сложный вид деятельности, который носит стрессовый характер, требует мобилизации ресурсов психики. Помимо проверки знаний по учебным дисциплинам происходит проверка человека на его психологическую устойчивость и выдержку.

Чтобы грамотно осуществлять психологическую подготовку к выпускным экзаменам и ЦТ, необходимо рассмотреть специфику предстоящей деятельности.

Особенности процедуры сдачи экзаменов и ЦТ

- Результаты выпускных экзаменов влияют на средний балл аттестата
- Во время выпускных экзаменов и ЦТ возникает боязнь быть неуспешным, необходимость соответствовать ожиданиям педагогов и родителей.
- Экзамены и ЦТ предполагают проверку знаний по большому объему учебной информации за ограниченный отрезок времени.
- ЦТ проходит в новой незнакомой обстановке.
- Во время ЦТ присутствуют незнакомые люди, которые контролируют процедуру экзамена.
- Организация ЦТ строго регламентирована по процедуре и форме.
- Процедура ЦТ – это длительное статическое напряжение, ограничение движений в сочетании с интенсивной умственной деятельностью.
- Процедура сдачи выпускных экзаменов и ЦТ связана с сильными эмоциональными переживаниями, это стресс.
- Тестовый характер заданий требует умения делать осознанный выбор.

Правила подготовки учащихся к экзаменам

1. Использовать время на подготовку к экзаменам максимально эффективно. Заранее составить план занятий, распределив содержание материала равномерно, по частям, составив план занятий на каждый день, четко определив конкретные темы для изучения, время, чередование занятий и отдыха.
2. Подготовить место для занятий, убрать все лишнее, что может отвлечь, удобно расположить учебные материалы, в интерьере использовать желтые и фиолетовые тона.
3. Не терять времени зря – проработать весь материал, начиная с менее знакомого, забытого.
4. Новый сложный материал учить утром после хорошего отдыха.
5. Трудно запоминаемый материал повторять несколько раз – утром и вечером.
6. При заучивании необходимо учитывать «правило края» - обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».
7. Во время подготовки учитывать индивидуальные особенности:
- тип запоминания информации ( зрительный – все читать про себя, слуховой – читать и проговаривать вслух, двигательный – подчеркивать важные мысли , делать выписки, рисовать схемы, решать тесты.)
- тип темперамента ( холерику – создать значимую мотивационную деятельность и не торопиться, проверять себя, сангвинику – осознать ответственность деятельности, меланхолику – верить в себя, успокоится, не переутомляться, флегматику – самоконтроль времени)
8. Полезно составить план конкретной темы, держать его в уме или написать кратко в виде тезисов, развернутого плана.
9. Заучиваемый материал лучше разбивать на логические куски, можно использовать схему, кластер, «дерево» как приемы схематического представления материала.
10. Пересказывать материал своими словами, решать тестовые задания для самоподготовки, что приводит к осмысленному запоминанию.
11. Использовать самоободрение, самоубеждение, самоконтроль и самопоощрение во время подготовки к экзамену.
12. Ежедневно выполнять упражнения на снятие напряжения.

- Проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные эмоции, хорошенько потянуться, выполнить самомассаж ушных раковин, головы, рук, выполнить комплекс утренней гимнастики.

- В перерывах между занятиями активно подвигаться, использовать дыхательные упражнения расслабляющего характера.
- Использовать элементы аутотренинга – в расслабленной позе повторять фразы «Я спокоен, я уверен в себе»
- Быть оптимистом, так как источником стресса являются не события, а наше восприятие их. Не быть максималистом, нужно ставить реальные цели. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть », - писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать. Ты справишься!

13. Заботиться о своем здоровье.
- Соблюдать режим: время подъема и отхода ко сну, чередование занятий и отдыха.
- Организовать регулярное правильное питание. Включить в рацион овощи, фрукты, зелень, орехи, свежие соки, рыбу, мясо, шоколад.
- Гулять на свежем воздухе.

Накануне экзамена

1. Все бегло повторить, просмотреть, чтобы снять тревогу во время экзамена.
2. Мысленно продумать и представить всю процедуру предстоящего экзамена – аудитория, место, необходимый материал ( ручка).
3. Подготовить все необходимое, одежду.
4. Настроится на успех (все будет хорошо)
5. Хорошо выспаться.
6. Утром – проснуться, улыбнуться, настроится на положительные чувства, потянуться, сделать самомассаж головы, ушных раковин, рук, легкая, зарядка, завтрак.
7. Рассчитав время, пораньше придти в место проведения экзамена (тестирования) за 30-40 минут (организационные вопросы, очередь, транспорт, поиск аудитории)

На экзамене, ЦТ

1. Четко следовать инструкциям экзаменаторов, организаторов тестирования ( занять указанное место, заполнить бланк…)

2. Осмотреть и успокоится.
3. Сконцентрироваться
- сконцентрироваться на собственных мыслях ( «О чем я думаю»)
- сконцентрироваться на собственном дыхании ( «Как я дышу?»), использовать мобилизующее дыхание.
4. Контролировать время, распределив свою работу.
5. Быстро посмотреть материалы заданий, теста ( что поможет в сознании выделить необходимый объем информации )
6. Четко осознать условия задачи, можно читать шепотом, чтобы лучше сконцентрироваться.
7. Проявить предприимчивость, не тратить много времени на очень сложные задания, чтобы потом вернуться, если останется время. Уверен – отвечай, не уверен – рассуждай ( исключи самые несоответствующие ответы, из оставшихся – выбери тот, что ближе).
8. Контролировать свое состояние – успокоить себя, передохнуть 2-3 минуты.
9. Доверять интуиции, включить в свою работу подсознание.
10. Оставить время для проверки!
Верьте в себя и у Вас все получится!

Удачи ВАМ!
Педагог-психолог.



 

Способы повышения самооценки и уверенности в себе

  • Перестаньте сравнивать себя с другими. Составьте список своих личных черт, состоящий из двух колонок. В левую впишите все, что вас не устраивает и огорчает, а в правую - все то, что может это уравновесить. Осознав свои достоинства, легче найти в них опору в трудных ситуациях.
  • Не позволяйте старым огорчениям порождать новые. Вспоминая о прошлых огорчениях, застенчивый человек с трепетом ждет, что в похожей ситуации они обязательно повторятся. Совсем не обязательно! Просто вы, не должны повторить предыдущую ошибку.
  • Не принимайте на свой счет недоброжелательность окружающих... Если вас кто - то обидел, это не значит, что вы плохой. Скорее всего - самому обидчику плохо. Это у него проблемы, а не у вас.
  • Расширяйте круг общения. Не избегайте общения с теми, кто к нему стремится. И постепенно вы избавитесь от замкнутости.
  • Формируйте в себе навыки общения. Упражнения перед зеркалом, ролевые игры, предварительные подготовки, репетиции.
  • Цените свои успехи. Решайте свои проблемы, а не отворачивайтесь от них!


Удачи и успехов ВАМ!


Педагог-психолог.



 

Памятка для учащихся Сам себе психолог или как позитивно разрешать различные жизненные ситуации. 

1. Определи свои главные жизненные цели. Даже самые скромные достижения на пути к цели повысят твою уверенность в себе, а значит, и улучшат твое эмоциональное состояние.

2. Не оставайся один на один со своими проблемами, не стесняйся обратиться за помощью. Это не слабость, а наоборот проявление смелости. Проговаривание проблемы – это уже первый шаг к ее решению. Правило «Три П»: поговори, позвони, посоветуйся.

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ: 71-11-61

(круглосуточная психологическая помощь)

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ДЕТСКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ ЛИНИЯ:  8-801-100-1611

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ  +375 17 300 1006

3. Причина твоего стресса...


 

 

Памятка для учащихся Сам себе психолог или как позитивно разрешать различные жизненные ситуации. 

 

  1. Определи свои главные жизненные цели. Даже самые скромные достижения на пути к цели повысят твою уверенность в себе, а значит, и улучшат твое эмоциональное состояние.
  2. Не оставайся один на один со своими проблемами, не стесняйся обратиться за помощью. Это не слабость, а наоборот проявление смелости. Проговаривание проблемы – это уже первый шаг к ее решению. Правило «Три П»: поговори, позвони, посоветуйся.

 

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ: 71-11-61

(круглосуточная психологическая помощь)

 

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ДЕТСКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ ЛИНИЯ:  8-801-100-1611

 

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ  +375 17 300 1006

 

  1. Причина твоего стресса—конфликт? Тогда постарайся наладить отношения.
  2. Решай проблему тогда, когда она реально возникает. А если тревожные мысли не дают покоя, постарайся отвлечься, например, почитай книгу или займись любимым делом.
  3. Выбирай для домашней обстановки тона зеленой гаммы, посмотри на зеленое, он производит успокоительное действие.
  4. Обсуди с кем-нибудь свои проблемы (например, с близкими).
  5. Прежде, чем отвергнуть чье-либо видение проблемы или взгляд на решение проблемы -- выслушай.
  6. Утром не хватает 15-20 минут? Не проще ли встать пораньше? Научись распределять время.
  7. Смех и юмор улучшают самочувствие. Смотри комедии вместе с семьей.
  8. Музыка - отличный способ улучшения эмоционального самочувствия.   Слушай любимую музыку почаще, выбирай в зависимости от настроения ту, которая тебя успокаивает или, наоборот, бодрит.
  9. Стресс хорошо снимается физическими нагрузками. Посещай  спортивную секцию.

И помни, любые проблемы не стоит преувеличить. Если посмотреть на них со стороны -- можно увидеть более значительные события и предметы,  которые помогут ПРЕОДОЛЕТЬ плохое настроение и решить небольшие проблемы.

 

Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней, посмотри на нее по-другому, тогда у тебя все обязательно получится!

 

Ты всегда можешь обратиться за помощью к школьному психологу.

 

Педагог-психолог Казакова С. В.                  Контактный телефон: 64-55-14

Жизнь - прекрасна! Удачи тебе!



 

Рекомендации учащимся по выбору профессии

Профессии могут быть разными, но равноценными. Нет не­интересных профессий, а есть незаинтересовавшиеся ими люди

Быть способным — это научиться разным и многим действиям. Так же, как можно уметь, или не уметь делать сальто, можно уметь, или не уметь наблюдать, фантазировать, думать; устанавливать, поддерживать и прекращать контакты между людьми

Чтобы выбрать профессиональный путь, надо мысленно перебрать много других

Чтобы найти дело по душе, нужен опыт увлечений разными делами. Смена увлечений —не разбросанность или непостоянство, а способ решения задачи о выборе профессии

Самостоятелен тот, у кого развиты внутренние регуляторы поведения. Свободен в выборе тот, кто хорошо видит незримые реаль­ности — возможности и ограничения среди вещей и людей

Выбор профессии должен быть самостоятельным и сознательным

Профессиональная пригодность — дело наживное, а не пожизненная этикетка человека

Ручные инструменты и искусные руки нужны будут при любом уровне технического прогресса

Мир профессий изменчив — люди создают новые профессии, объединяют, разъединяют или устраняют старые

Выбор профессии — это проектирование трудового жизненного пути

При обдумывании трудового жизненного пути важно принимать во внимание и чувства. Работа должна быть любимой

При обдумывании будущего трудового пути важно принимать во внимание реальную жизненную ситуацию (позицию школы, семьи, свои личные качества). Формула хорошего выбора: "Нужно, смогу, хочу". Хотеть нужно то, что сможешь, а мочь важно то, что полезно для людей



 

Советы родителям первоклассника

Совет первый:

самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание.
Задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.

Совет второй:

ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.
Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая... Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.

Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.


 

Совет третий:

ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку.
Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно. Одна бабушка плакала, собирая внука с утра в школу. Она гладила его по голове, бегала между портфелем и одеждой и причитала: «Куда же мы тебя отпускаем! Тебя же там целый день кормить не будут! Как же ты там один без меня будешь!» И так каждое утро в течение месяца. Встречали мальчика из школы так, будто он только вернулся живым с войны.

Родители мальчика заметили, что ре6енок начал «бояться школы». Основную работу провели с бабушкой. Ее пригласили на целый день школьных занятий, она присутствовала на всех уроках, завтракала вместе со всем классом, зашла в школьную раздевалку, медицинский кабинет, спортивный зал...

Кстати, гордость мальчика не была уязвлена присутствием в классе бабушки. Ему пообещали, что он расскажет одноклассникам, что это его бабушка, только если захочет сам. После этого дня бабушка поняла, что внук растет и теперь школа ему по плечу. Очень быстро прошли страхи и у самого ребенка.

Совет четвертый:

помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно.
Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой — простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.

Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников.

Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.

Совет пятый:

помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни.
Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.
Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.

Совет шестой:

мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка.
Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка.
Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.

Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными!

Педагог - психолог



 

Если первоклассник ведёт себя странно….

При поступлении ребёнка в первый класс, для родителей наступает пора новых забот и волнений. Многие из них в это время замечают, что ребёнок, прежде беспечный и довольный, становится совершенно неузнаваемым после возвращения из школы. У некоторых первоклассников бывают приливы слезливости или приступы необъяснимой ярости, другие из спокойного тихого ребёнка вдруг превращаются в буйный вихрь. В такие моменты родителям очень важно правильно отреагировать на подобное поведение ребёнка – поддержать, успокоить его. Интуитивно каждая мама понимает, что ребёнок утомился: переход к новому режиму и учебной деятельности отнял у него много сил, и он оказался в стрессовой ситуации.


 

Оказавшись в ситуации стресса, человек (не только ребёнок, но и взрослый) часто реагирует на создавшуюся ситуацию «возвращением» в детство, где уютно и спокойно, чтобы, набравшись сил, вернуться в требовательный взрослый мир. Это своеобразная психологическая защита. Где же выход? Нужно вспомнить, что в каждом взрослом продолжает жить ребёнок с особым внутренним зрением, глубокой интуицией. Разбудите этого ребёнка внутри себя! Попытайтесь с его помощью найти подход к своему сыну или дочери. Для этого, надо просто побыть какое – то время в пространстве, где играет ваш ребёнок, понаблюдать за тем, что он делает. Просто попытайтесь понять, что чувствует сейчас маленький ребёнок. Поддержите его, дайте понять, что вам интересно всё, что с ним происходит.

 

Если ребёнок плачет, установите с ним физический контакт (возьмите на руки, обнимите, прижмите к себе). Рекомендуется практиковать это около часа ежедневно, даже если ребёнок не плачет. При этом важно показать ребёнку, что это – ваша собственная инициатива и потребность, а не реакция на его плач, иначе такое плаксивое поведение может повторяться изо дня в день.

Мамины объятия помогают маленькому человечку оживить опыт, полученный им ещё до рождения, когда ему было уютно и тепло, когда он чувствовал себя защищённым.

Если ребёнок рисует, посидите рядом с ним, давая ему почувствовать вашу сопричастность его переживаниям. Обязательно интересуйтесь теми предметами или героями, к которым ваш ребёнок часто возвращается в своих рисунках. Постарайтесь прочувствовать, что означает для него тот или иной персонаж, какую эмоциональную нагрузку несёт. Отразите своё понимание словами, мимикой или прикосновением. Следуйте за его фантазией, и она станет проводником во внутренний мир вашего малыша.

Когда ваш ребёнок ведёт себя агрессивно, важно переключить его агрессию, дать ей выплеснуться, направив в игровое русло. Иногда полезно просто повозиться с малышом, побегать с ним, дать поколотить боксёрскую «грушу». Если он часто испытывает такую потребность, помогут занятия спортом: они позволят не только избавиться от напряжения, но и научиться быть собраннее. Важно создать первокласснику оптимальный режим дня, при котором у него останется достаточно времени для прогулок, игр и сна. Следует полностью исключить из просмотра фильмы, содержащие сцены жестокости и насилия, устрашающие фантастические образы. Такие фильмы оказывают крайне разрушительное действие на не сформировавшуюся психику ребёнка. Дети 6 – 7 лет ещё не всегда отделяют вымысел от реальности, поэтому зачастую после просмотра подобных телепрограмм у детей возникают страхи.

Таким образом, первоклассник получит необходимую родительскую поддержку и сможет уверенно войти в большой мир. А счастливая улыбка и огонёк доверия в детских глазах станут достойным вознаграждением за ваше терпение.

Педагог - психолог



 

Синдром принцессы

Синдром принцессы, который с детства формируется у некоторых девушек – настоящий повод для беспокойства. Появляется он незаметно и постепенно – из-за гипертрофированной любви и внимания взрослых, потакания любым детским капризам, выполнения всех желаний и регулярных подарков, особенно одежды и бижутерии, в которой девочка ощущает себя «настоящей принцессой». Чем же это чревато? Психологи утверждают, что по мере взросления у таких избалованных крошек сохраняется ежедневная потребность в обожании со стороны всех без исключения окружающих и тяга к постоянным тратам и покупкам, причём юные принцессы желают получать только самое лучшее. Разумеется, это приводит к напряжённости в отношениях с окружающими – ведь принцесса, считающая себя самой замечательной на свете, смотрит на всех остальных свысока. В первую очередь страдают отношения с родителями, которым, как ни странно, в мире девушки с синдромом принцессы отведена вовсе не роль короля и королевы, а должности верноподданных и прислуги. К тому же подобное поведение и психологические установки негативно влияют на карьеру и на личную жизнь: девушка с этим синдромом желает только руководить и ждёт принца на белом коне.


 

Психотерапевты говорят о синдроме принцессы в случае, когда у девушки наблюдаются три основных признака этого психологического расстройства. Во-первых, она всегда подчёркнуто женственна, стремится выгодно подать себя, хорошо одевается и с маниакальной тщательностью следит за собой, иногда даже в ущерб всем остальным занятиям, например, образованию или расширению кругозора. Во-вторых, она всё время старается подчеркнуть своё превосходство над окружающими и продемонстрировать, что именно за ней должно оставаться последнее слово. И, наконец, в-третьих, «принцесса» полностью и безоговорочно верит в свою необычность и уникальность. Согласитесь, с такими принципами довольно сложно жить в реальном мире.

Существуют ли способы избавиться от синдрома принцессы? Хороший врач-психотерапевт поможет справиться с этой проблемой, но психологи утверждают, что гораздо проще не допустить формирования этого синдрома, сем потом бороться с его последствиями.

Педагог - психолог



 

Полезные "каракули"

Беседуя по телефону или иногда сидя на уроке, мы нередко начинаем выводить на листке бумаги узоры, рожицы или геометрические фигуры. Не спешите выбрасывать свои рисунки – психологи считают, что эти «каракули» могут немало рассказать о вашем характере и настроении.

Спирали, круги, волнистые линии. Чужие проблемы не слишком вас заботят или вообще не интересуют. Возможно, вы переживаете лёгкий кризис. Сейчас вам необходимо следить за собой, чтобы не вспылить и не нанести собеседнику оскорбление.

Цветочки, солнце, гирлянды. На душе у вас вовсе не так весело, как это может показаться, скорее наоборот. Вы больше всего мечтаете о дружбе и нежности. Постарайтесь в ближайшее время больше находиться среди друзей, больше общайтесь.


 

Сетки. Вы чувствуете, что попали в рискованное или просто неловкое положение. Вы чаще склонны проглатывать обиду и раздражение.

Переплетение сердец. Вы переполнены чувствами. Хочется расцеловать весь мир. Не надо прятать и скрывать свои чувства. Выскажите их!

Человечки. Это изображение – признак беспомощности или желание уклониться от какой – то обязанности.
Квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры. Ясно одно: вас легко не проведёшь. У вас чёткие цели и убеждения, вы почти никогда не скрываете своего мнения. Обычно вы сосредоточены, постарайтесь смотреть на вещи проще.

Пчелиные соты. Такой рисунок говорит о стремлении к спокойствию, к гармонии, к упорядоченной жизни. Также он может означать и благополучные взаимоотношения в семье, мысли о близких.

Шахматные поля. По - видимому, вы оказались в весьма неприятном или, по крайней мере, затруднительном положении. Если такие изображения появляются часто, то вы, вероятнее всего, страдаете от скрытых комплексов, которые необходимо выявить и постараться избавиться от них.



 

Синдром Питера Пена

Все мечтают вернуться в детство хотя бы на пару минут, некоторые вообще хотят, чтобы беззаботная пора никогда не кончалась. Но так ли это здорово, как кажется на первый взгляд?

Широко известный в последние годы синдром Питера Пэна обозначает своеобразное психологическое явление – ненормально длинное мальчишество и нежелание взрослеть, обременять себя привязанностями и обязательствами, стремление жить здесь и сейчас, не задумываясь о будущем. Действию синдрома поддаются в первую очередь мужчины – девушкам и женщинам затянувшееся детство по неизвестным причинам не угрожает.

Психологи выделяют 6 основных черт современного «Питера Пэна». Эмоции таких людей заторможены, а реакции часто бывают несдержанны и неадекватны, прорываясь, например, в виде слёз или гневных отповедей в ответ на малейшее замечание или истерик из-за любого отказа. Им свойственна социальная беспомощность, они не понимают, что хорошо, а что плохо. Как следствие, у них нет близких друзей. Они стремятся не замечать проблем или игнорировать их, надеясь, что те сами собой разрешаться, но при этом не готовы выслушивать замечания и нести ответственность за провалы, виртуозно сваливая вину на других. Нередко люди с синдромом Питера Пэна, сколько бы им ни было лет, сильно зависимы от матери и отца. А вот с противоположным полом у них не всё гладко – ведь инфантильность и несамостоятельность партнёра никому не по вкусу.


 

Психологи утверждают, что синдром Питера Пэна возникает в результате неправильного семейного воспитания и под влиянием современного общества, которое пытается привить молодым людям сиюминутные идеалы – вместо обстоятельных ценностей, вроде семьи и социальной безопасности.

К сожалению, самостоятельно победить в себе синдром Питера Пэна вряд ли удастся, зато хороший психотерапевт с лёгкостью может помочь в этой проблеме.


 

Признаки детского стресса

Психику человека нужно беречь с малых лет, ведь нередко на ребёнка обрушивается по-настоящему взрослая нагрузка. Родители не всегда замечают, что их чадо испытывает страхи, волнение или тревогу. Существует 12 признаков стресса у детей и подростков, на которые просто нельзя закрывать глаза.

Ощущение одиночества. Ребёнку кажется, что он отдаляется от близких и совершенно теряется среди большой группы людей. Чувство неуверенности. Появляются комплексы, ощущение неуклюжести в присутствии людей, с которыми прежде отношения были лёгкими. Возникает стеснительность и неповоротливость. На вопросы ребёнок отвечает односложно и неуместно.
Проблемы с вниманием и памятью. Ребёнок быстро забывает, о чём говорил, не концентрирует внимание на разговоре, перебивает беседу другими несвязанными мыслями, поручения или задания сразу же забывает.

Отсутствие желания общаться. Ребёнок уходит в себя, отдаляется от близких, не хочет общаться со сверстниками. У него появляется раздражительность, особенно когда окружающие обращают на него внимание. Когда ребёнку звонят, он часто просит родителей сказать, что его нет дома.


 

Утомлённость и нарушения сна. Ребёнок ощущает истощённость и отсутствие сил. Чувствует себя полностью выжатым, что, однако, всё равно не помогает ему заснуть. Утром спит долго, намеренно просыпает первые уроки, чтобы не ходить в школу.

Перемены настроения. Часто меняется настроение: оно может «прыгать» от весёлого до плаксивого.
Вспыльчивость и придирчивость. Невозможность контролировать свои эмоции: ребёнок ко всему придирается, по любому поводу выходит из себя, огрызается.

Волнение. Ведёт себя беспокойно: то ёрзает, то теребит что-то в руках. Наблюдается эффект движения ради движения: он просто не может усидеть на месте – так и хочет встать и убежать.

Гиперактивность. Когда ребёнок испытывает стресс, он зачастую находит себе разные занятия, подсознательно пытаясь переключиться на другие вещи. Так он уклоняется от домашних поручений, занимается очевидно бесполезными делами.
Плохой аппетит. Обыденные вещи превращаются в настоящую проблему. Ребёнок может забыть поесть, а может, наоборот, без конца тянуться за едой.

Боязнь тишины. Ребёнок начинает избегать тишины: он то и дело включает телевизор или музыку или же непрерывно говорит со своими друзьями.

Повышенное внимание к своей внешности. Стресс может выражаться в чрезмерном внимании к своей одежде, повышенной заботе о внешности, сопровождается переодеваниями по нескольку раз в день. Часто наблюдается желание кардинально изменить свою внешность.

Даже при наличии нескольких из перечисленных признаков нужно бить тревогу. Вовремя подключившись, вы сможете своими силами помочь ребёнку справиться со сложным периодом в его жизни. Если самостоятельно это не получается, лучше обратиться к специалисту.

Педагог - психолог


 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

– поведенческое расстройство, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

Как диагностировать СДВГ?


  • наличие дефицита внимания и/или гиперактивности;
  • ранее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 месяцев) их существования;
  • симптомы наблюдаются дома и в школе:
  • симптомы не являются проявлением других заболеваний;
  • нарушение обучения и социальных функций.

Дефицит внимания проявляется, если ребёнок:

  • не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;
  • с трудом поддерживает внимание в работе и игре;
  • не слушает то, что ему говорят;
  • не следует инструкциям;
  • не может организовать игру или деятельность;
  • имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;
  • часто теряет вещи;
  • бывает забывчив.

Нарушение внимания и/или явления гиперактивности-импульсивности приводит к тому, что ребёнок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах. Ребёнок является источником постоянного беспокойства, так как вмешивается в чужие разговоры, берёт чужие вещи, ведёт себя непредсказуемо, неадекватно реагирует на внешние раздражители. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и импульсивности они часто вступают в конфликты. Ребёнок не способен предвидеть последствия своего поведения, не признаёт авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приёму наркотических препаратов, у них чаще наблюдаются черепно-мозговые травмы.

СДВГ – это заболевание. С помощью лечения можно улучшить учёбу, социальную адаптацию ребёнка, способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Правильное лечение может снизить напряжённость в семье, нормализовать жизнь дома. Важно, что эффективное лечение повышает шансы ребёнка на здоровое, счастливое и плодотворное будущее.

Прогноз относительно благоприятен, так как у многих детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Однако в 30-40% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания/гиперактивности могут наблюдаться и у взрослых.

Как вести себя дома, если у ребёнка СДВГ?

  1. Вырабатывайте позитивное отношение. Дети с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо критики обратите замечания в позитивную сторону и скажите ребёнку, что ему следует делать. Например, вместо «не бросай свою одежду на пол» попробуйте сказать «давай я помогу тебе убрать одежду». Помогите ребёнку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли «я могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам «я могу сделать это!»
  2. Не скупитесь на похвалу. Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например, «ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро» или «я горжусь тобой». Вместо того, чтобы сердиться, когда ваш ребёнок что-то испортил, скажите «не переживай, это можно починить».
  3. Помогите ребёнку не волноваться. Спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны помогут успокоиться, когда ребёнок раздражён или разочарован.
  4. Составьте простые и ясные правила. Детям нужен определённый распорядок. С ним они чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время. Помогите ребёнку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать. Ведите список важных дел. Учите планировать свой день. Начните собирать школьные принадлежности заранее.
  5. Больше общайтесь. Обсуждайте с ребёнком разные темы: что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, о чём он думает. Задавайте вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда задаёте вопрос, дайте ребёнку время подумать. Не отвечайте за него. Слушайте, когда он говорит с вами, давайте позитивные комментарии. Пусть ребёнок почувствует, что он и его дела вам интересны.
  6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребёнка. Отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться. Убедитесь, что у ребёнка достаточно возможности. Когда ребёнку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение, что у ребёнка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой. Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми. Регулярные перерывы позволят ребёнку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.
  7. Правильно реагируйте на плохое поведение. Объясните, что именно вас рассердило. Избегайте обобщений (вместо «ты никогда меня не слушаешь», скажите «я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал). Наказание должно быть справедливым и соответствовать совершённому проступку. Не вступайте с ребёнком в споры. Будьте непреклонны в решениях, но не прибегайте к тактике угроз.
  8. Отдыхайте сами. Иногда вам тоже нужен отдых. Пригласите кого-либо посидеть с ребёнком или отправьте его к заслуживающему доверия другу.

Педагог - психолог


 

Поступаем в первый класс. Информ-дайджест для родителей.

В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.

Школа дает ученику очень многое, но все исходные жизненные установки ребенок получает в семье.

Известно, что от родителей зависит очень многое: вся учебно-воспитательная деятельность в школе не будет иметь успеха без тесных контактов с родителями. Именно они должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательными участниками единого педагогического процесса.

Адаптация первоклассника проходит гладко и безболезненно, когда ребенок готов к школьному процессу с четырех точек зрения. Речь идет о физической, интеллектуальной, социальной и мотивационной готовности малыша к обучению.

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников.


1.Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали".

2.Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.

3.Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.

4.Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.

5.Забудьте фразу: "Что ты сегодня получил?" Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.

6.Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.

7.Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка.

8.После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов.

9.Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.

10.Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!", похвала (даже если не очень получается)- необходима.

11.В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то …"

12.Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.

13.Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.

14.Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец декабря, первая неделя после зимних каникул, начало марта. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.

15.Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.

16.Учтите, что даже "совсем большие дети" (мы так часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

Педагог - психолог


 

Наказать нельзя помиловать!

Информация для родителей

Как было бы чудесно, если бы все мальчики и девочки всегда хорошо себя вели и делали только то, что разрешают им родители! Тогда детей никогда не пришлось бы наказывать. К сожалению, это невозможно: идеальных людей не существует, и дети - не исключение.

В ЧЁМ ПРИЧИНА?

Многие причины непослушания детей связаны с ошибками в поведении родителей. Когда сегодня запрещается то, что ранее кем-то из взрослых разрешалось, ребёнок теряется и не может понять, как совместить два противоположных распоряжения. Родителям в этом отношении следует строго контролировать своё поведение, чтобы не попасть впросак.
Иногда родители сами провоцируют «праздник непослушания», усматривая в этом некоторую незаурядность. «Ах, какой он у нас умненький, забавный и прелестный. Надо же, такой смышленый - все умеет придумывать сам!» Поощрять ребёнка, несомненно, следует, но только не за то, за что на следующий день он может быть наказан.

Очень часто случается, что родители по-разному реагируют на поведение ребенка из-за различных внешних раздражителей, к примеру, из-за усталости, настроения, испорченного на работе, или после поездки в общественном транспорте. Если наказания по причине неуравновешенного эмоционального состояния случайны, то полученный даже очень увесистый шлепок по попе не принесёт серьёзного вреда, ребёнок иногда в состоянии оценить, что мама устала. Но если это входит в норму, то в дальнейшем любое ваше наказание будет восприниматься как несправедливое.


НЕПОСЛУШАНИЮ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ

Поведение ребёнка до двух лет во многом определяется его эмоциями, чувствами, желаниями. Наказывать и ругать его бессмысленно, потому что единственный урок, который он сможет вынести из всего этого, что он плохой и никому не нужен. Почему так происходит? Хоть это и невероятно, но ребёнок, совершая поступок, не ассоциирует себя с ним. Он до конца не осознаёт, как это произошло. Задача родителей на этом этапе: стараться максимально предупредить возможные шалости. Например, если ребёнку нельзя залезать на подоконник, то взрослому не следует его туда ставить, чтобы он посмотрел на улицу. К четырём годам малыш начинает осознавать, что какие-то поступки радуют близких, доставляют им удовольствие, а какие-то - огорчают, раздражают и считаются плохими. Не удивляйтесь, если иногда свою шалость он будет выдавать за проделки «серого волка». Ребёнок вас не обманывает, а действительно ещё путает реальность с фантазией. Для него это своеобразная защита и способ освободиться от чувства вины. Ещё одна причина непослушания в этом возрасте - сделать всё наперекор родителям. Ваша задача - понять, почему малыш так поступил: он на вас злится или ему нужно просто почувствовать свою независимость. В первом случае необходимо обязательно выяснить причину раздражения ребёнка, во втором - не бойтесь показать ему границы дозволенного, ваша сдержанность в конечном итоге может вылиться в страшную бурю под названием: «Чаша моего терпения переполнилась». Трудно иногда представить последствия данной катастрофы для малыша.

А НУЖЕН ЛИ КНУТ?

От многих людей можно часто услышать такую фразу: «Меня родители били, но я вырос нормальным человеком» (чаще всего это любят говорить мужчины). Стоит ли говорить, что папа, рассуждающий таким образом, перенесет эту систему воспитания и на своих детей. Ведь он же считает ее нормальной! Если желание ударить ребенка так велико, что вы уже схватили ремень, представьте себя на месте сына или дочери. Какие чувства вызывает у вас человек, который вас бьет? Чувствуете ли вы любовь к нему? Конечно же, нет. Испытывая унижение и физическую боль, ребенок не может ответить вам тем же. Чаще всего он думает: «Ну подожди. Вот я вырасту и обязательно отомщу тебе». А теперь скажите, родители, хотите ли вы иметь ребенка, который, став взрослым человеком, будет вам мстить за обиды и оскорбления, нанесенные ему в детстве? Конечно, со временем, когда проходят боль и горечь обиды, мысль о мщении тоже уходит, но не совсем. Она как бы отходит на второй или даже третий план, оставаясь в подсознании нереализованной потребностью в проявлении агрессии. На протяжении всей жизни эта агрессия будет искать выход, и рано или поздно, в той или иной ситуации, она его найдет.

Физические наказания по-разному влияют на детей с различными индивидуально психологическими особенностями. Очень быстро простит и забудет обиду ребенок-сангвиник. Но не удивляйтесь, став взрослым, нередко будет проявлять такие качества, как безжалостность и язвительность. Маленькие холерик с его врожденной склонностью к не довольству, агрессивности, вырастет жестоким, озлобленным, недовольный всем миром Флегматик, будучи от природы медлительный и замкнутым, может сформироваться подобно холерику, но с небольшой разницей. Детям-меланхоликам присущ слабый тип нервной системы. Являясь очень чувствительными и ранимыми, они в будущем склонны» проявлению трусости, неуверенности в собственных силах. Они не будут стремиться к достижению поставленной перед собой цели. А теперь подумайте: хотите ли вы вырастить такого человека?

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Самая эффективная мера воздействия на провинившегося ребенка - это временный отказ от общения с ним, лишение своего доверия: «Ты сделал то-то и то-то, хотя прекрасно знал: так нельзя, и разговаривать мне с тобой не о чем». Иногда бывает полезно сказать маленькому человеку так: «Ты меня разочаровал потому-то и потому-то, придется мне одному ехать на рыбалку (идти в гости)». И выдержать характер, не брать с собой провинившегося. Весь фокус тут не в лишении ребенка чего-то желанного, а в том, что вы отказываетесь разделить с ним радость.

Дети, особенно маленькие, очень быстро усваивают, что чем громче они кричат:
«Мама, я больше не буду... Прости меня, мамочка, я никогда так больше не буду!» - тем быстрее им отпускают грехи. Есть даже такие ребята, у которых это причитание превращается в условный рефлекс - шкодит и кричит, кричит во все горло: «Больше не буду, прости, больше никогда не буду!» Не торопитесь с прощением. Раз, два, три поторопитесь, а там, глядишь, ваш сообразительный ребенок, не успев выпутаться из одного проступка, будет смело делать новый, совершенно точно зная: стоит только попросить о прощении - и прощение будет получено. Вообще не обязательно требовать от детей словесных извинений. Искупать вину можно и нужно делами, поступками. Сломал - почини. Не исполнил - исполни. Шумел, мешал другим - покажи (и в течение не 5 минут, а достаточно продолжительного времени), что ты научился считаться с удобствами других и можешь, когда надо, ходить на цыпочках и разговаривать шепотом...
Неважно, как и за что вы наказали ребёнка, главное - какой опыт он вынесет из общения с вами и как это повлияет в дальнейшем на его поступки и умение устанавливать отношения с другими людьми.

ПЯТЬ ПРАВИЛ, О КОТОРЫХ ВСЕГДА СТОИТ ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ:

Первое. Не спешите наказывать. Горячность - плохая помощница воспитателя.,
Второе. Не откладывайте наказание на слишком долгие сроки, иначе наказание превратится в месть. А месть всегда недостойна человека.
Третье. Запрещая ребенку что-либо делать, обязательно объясните, почему он не должен так поступать. Постарайтесь увидеть в вашем ребенке взрослого человека, считайтесь с его мнением и настроением.
Четвёртое. Дети есть дети, будьте великодушны и терпеливы.
Пятое. Не бойтесь часто хвалить ребенка, говорите ему - какой он хороший, добрый, умный. Таким образом, вы формируете его самооценку, и он будет стремиться к ней. Иными словами, если ребенку говорить, что он хороший, то он действительно таким станет.

И САМОЕ ГЛАВНОЕ:
ОБЩАЯСЬ С ДЕТЬМИ, ЧАЩЕ ВСПОМИНАЙТЕ СЕБЯ В ДЕТСТВЕ.

Педагог - психолог


 

 Как помочь ребенку найти друзей

Чем старше становится ваш ребёнок, тем больше его психологическое благополучие начинает зависеть от общения с друзьями, от его роли в коллективе. Между четырьмя и восьмью годами его представление о самом себе, о своей личности начинает формироваться в общении с друзьями. Если у вашего ребёнка нет друзей, вы можете представить себя, что это такое. Никто ему не звонит, не приглашает в гости, он не выходит гулять, потому что "никто не хочет со мной играть." Вы чувствуете свою беспомощность. А также злость на других детей, их родителей и даже на собственного ребёнка, который не можете нормально ни с кем познакомиться и общаться. Вы также можете чувствовать себя виноватыми, предполагая, что это ваша вина.

Решение этой проблемы требует большое деликатности. Вы должны помочь и поддержать вашего ребёнка, при этом полностью не вмешиваясь в его взаимоотношения со сверстниками. Но, в конце концов, очень важно повлиять на ситуацию.
Что можно сделать?


Позвольте вашему ребёнку брать на себя ответственность. Это может быть очень трудно стоять в стороне и видеть, как ребёнок действует на свой страх и риск, но в конечном счёте лучшее решение может принять только он сам.

Понимайте разницу между сочувствием и жалостью. Сочувствие означает понимание и поддержку. Жалость же ведёт к отношению "О, мой бедненький ребёночек!" и может только усугубить проблему.

Один друг.

Для некоторых детей лучше общение один-на-один. Помогите вашему ребёнку наладить контакт с одним другом. Делитесь собственным опытом. Социальные трудности часто заставляют ребёнка чувствовать себя самым одиноким на свете. Ему будет легче от знания, что так случалось и со взрослыми людьми, с его родителями. Будьте готовы применить мягкое давление. Если ваш ребенок "сдаётся" или начинает себя жалеть, подбодрите его, помогите начать действовать. Но никогда не настаивайте на дружбе с кем-то, с кем ребёнок не хочет общаться.

А если наоборот вам не нравятся друзья вашего ребёнка. Что нужно делать и когда, если вам не нравятся друзья вашего уже подросшего ребёнка?

Четыре решения.

Если вас беспокоит дружба вашего ребёнка, формируйте своё отношение к ней, исходя из ситуации.

Когда нужно промолчать

Не делайте ничего, когда ваше неодобрение основывается исключительно в стереотипах, персональных вкусах, или мнениях о дружественных родителях. Например:
— вам не нравится причёска друга, одежда, манера говорить
— вы не ладите с родителями друга
Когда необходим разговор с ребёнком
Когда вы видите, что может случиться что-то неприятное, но в данный момент никакой проблемы нет. Наблюдайте за событиями и старайтесь обсуждать ваши сомнения с ребёнком.
Например:
— друг иногда вызывает у вас сомнения в своей порядочности, но не был ни разу замечен в каких-либо правонарушениях.
— друг уже совершал серьёзные проступки, но похоже, что исправился
— родители друга не особенно следят за ним или дают ему больше свободы, чем вы хотели бы давать своему ребёнку.
Старайтесь объяснить ребёнку свои сомнения, почему его дружба вызывает у вас беспокойство.

Когда нужно действовать

Ограничивайте отношения вашего ребёнка с его другом, если друг постоянно попадает в неприятные истории или если у вашего ребёнка с другом неприятности у обоих.
Да это непросто вмешиваться в социальную жизнь вашего уже большого ребёнка. Вы должны уравновешивать ваши подозрения, основанные на интуиции, реальными фактами. Вот непреложные правила для вас:
• позволяйте своему ребёнку самому завязывать дружбу с кем ему хочется. Давление в этой сфере обычно всегда заканчивается несчастьем. Не имея возможности выбирать друзей в открытую, ребёнок завязывает скрытые от вас знакомства и вы просто не имеете возможность их контролировать.
• терпимо относитесь к дружбе, которая кажется вам ошибкой (в пределах параметров, изложенных выше).
• помните, что юность - период всевозможных экспериментов, в том числе и социальных, поэтому даже дружба с самым невообразимым, на ваш взгляд, человеком, может научить вашего ребёнка многому.
Ваш ребёнок должен быть ответственным за своё поведение. Не думайте, что проступки вашего ребёнка связаны только с плохим примером, который ему его друг. Перекладывая всю вину на дурное влияние со стороны, вы точно не научите ребёнка ответственному отношению к тому, что он делает.

Педагог - психолог


 

Никогда так не поступайте. Информация для родителей.

Жестокость родителей порождает жестокость детей — порочный круг замыкается. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям — эстафета ненависти и жестокости продолжается.

Есть старинная мудрость:

«Прежде чем сказать — посчитай до десяти.

Прежде чем обидеть — посчитай до ста.

Прежде чем ударить — посчитай до тысячи».

1.Никогда не применяйте угроз.

Они ослабляют внутреннее «я» ребенка. Происходит это от таких распространенных обещаний: «Еще раз так сделаешь, и я тебя выпорю — сесть не сможешь!», «Ты у меня дождешься — шкуру спущу» и т.д. Они наполняют душу ребенка чувством страха, беспомощности, а иногда и ненависти.
Дело в том, что дети живут только настоящим. Угроза наказания в будущем все равно не действует «с запасом», а негативную реакцию вызывает сразу же.

2. Никогда не унижайте детей.

Нельзя говорить ребенку: «Как можно быть таким балбесом (ротозеем, хвастуном, болтуном, лгуном)?», «У тебя голова или кочан капусты?», «Ты намусорил хуже свиньи» и прочее в том же духе. Сколько раз вы оскорбили малыша, столько раз вы нанесли удар по его внутреннему «я» — тому, из чего развивается личность.

3. Никогда не выдавливайте силой обещание из ребенка не делать то, что вам не нравится.

А мы так часто понуждаем детей: «Обещай, что это не повторится! Ну, я жду! Не слышу обещания!» И ребенок обещает. А потом вновь делает то, что вы ему запретили. И мы же его попрекаем: «Ты же не сдержал обещания!».
Но самое существенное: малыши имеют дело только с настоящим, они не осознают будущего.
Если вынуждать их давать обещания, они просто привыкнут с их помощью избегать неприятностей, ничего реально в своем поведении не меняя.

4. Никогда не требуйте от ребенка немедленного и слепого послушания.

Лучше всего ребенка заранее предупредить о том, что вы собираетесь от него потребовать. Например: «Ты знаешь, нам придется пойти вместе за хлебом — минут через 10». Пусть у него будет немного времени посопротивляться и поворчать, если ему хочется. Свобода выражения чувств оставляет его с сознанием, что с ним считаются. Это гораздо лучше приказа по типу казарменного: «Быстро собирайся! Пойдем в магазин», «Вставай, я кому сказала!». Ребенок — не робот, а человек, и притом очень ранимый, с хрупким внутренним устройством. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растет в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе станет растить своих собственных детей.

5.Никогда не требуйте от ребенка того, к чему он не готов в силу своего возраста.

Если от двухлетнею ребенка требовать то, к чему способен лишь пятилетний, он будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного.

6.Никогда не применяйте методы, которые заставляют ребенка чувствовать себя «плохим».

Педагог - психолог


 

Как помочь подготовиться к экзаменам

 Практические рекомендации для родителей

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для девятиклассников и одиннадцатиклассников.

Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.

Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.

Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.

Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ребёнок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».


 

Антистрессовая терапия

Упражнения для снятия стресса


Упражнение 1.

Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.

  1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
  2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.
  3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
  4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
  5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
  6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
  7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Упражнение 2.

Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

  1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
  2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
  3. Напрягите и расслабьте икры.
  4. Напрягите и расслабьте колени.
  5. Напрягите и расслабьте бедра.
  6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
  7. Напрягите и расслабьте живот.
  8. Расслабьте спину и плечи.
  9. Расслабьте кисти рук.
  10. Расслабьте предплечья.
  11. Расслабьте шею.
  12. Расслабьте лицевые мышцы.
  13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.

Упражнение 3.

Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

  • Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)
  • Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1. задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и, наконец ,исчезает напряжение.
  • Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.
  •  Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 и так до 50.

Антистрессовые приёмы

8 профилактических правил для всех и каждого

 

Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты:

1. Полдня в неделю нужно проводить тек, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке: В общем, хватит отдавать себя только работе!

2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.

3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.

4. Пейтe побольше воды (не спиртных напитков!). Для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1-1,5 литра в день.

5. По меньшей мере, раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы "вредно" (можно, к примеру, “чуть-чуть” нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.
6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки — без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.
7. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой:
вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

Музыкальная терапия

Снимают угнетённое состояние:

Концерт №1 для фортепиано с оркестром (часть 1 и 3) Чайковского; увертюра к опере Бизе “Кармен”.

Снимают нервное возбуждение:

“Грустный вальс” Сибелиуса; “Баркаролла”, “Осенняя песня”, “Белые ночи” из “Времён года” Чайковского.

Устраняют чувство тревоги:

Штраус – Вальсы; Рубинштейн “Мелодия”.

Действуют успокаивающе:

Бетховен, 3-я часть 6 симфонии; Брамс “Колыбельная”; Шуберт “Аве Мария”; Дебюсси “”Лунный свет”.


 

 

Как распознать невроз?

Психические симптомы

  1. Эмоциональное неблагополучие (зачастую без видимых причин).
  2. Нерешительность.
  3. Проблемы в общении.
  4.  Неадекватная самооценка: занижение или завышение.
  5. Частое переживание чувств тревоги, страха, «тревожного ожидания чего-то», фобии, возможны панические атаки, панические расстройства.
  6. Неопределённость или противоречивость системы ценностей, жизненных желаний и предпочтений, представления о себе, о других и о жизни.
  7. Нестабильность настроения, его частая и резкая изменчивость.
  8. Раздражительность.
  9. Высокая чувствительность к стрессам – на незначительное стрессовое событие люди реагируют отчаянием или агрессией.
  10. Плаксивость, обидчивость, ранимость.
  11. Зацикленность на психотравмирующей ситуации. При попытке работать быстро утомляются – снижается память, внимание, мыслительные способности.
  12. Чувствительность к громким звукам, яркому свету, перепадам температуры.
  13. Расстройство сна: часто человеку трудно заснуть из-за перевозбуждённости; сон поверхностный, тревожный, не приносящий облегчения; утром часто наблюдается сонливость.

Физические симптомы:

  • Головные, сердечные боли, боли в области живота.
  • Часто проявляющееся чувство усталости, повышенная утомляемость, общее снижение работоспособности.
  • Вегето – сосудистая дистония (ВСД), головокружения и потемнения в глазах от перепадов давления.
  • Нарушения вестибулярного аппарата: сложность держать равновесие, головокружения.
  • Нарушение аппетита и пищевого поведения (переедание, недоедания, чувство голода, но быстрая насыщаемость при приёме пищи).
  • Нарушения сна: плохое засыпание, раннее пробуждение, пробуждения ночью, отсутствие чувства отдыха после сна, кошмарные сновидения.
  • Психологическое переживание физической боли (психалгия), излишняя забота о своём здоровье вплоть до ипохондрии.
  • Венетативные нарушения: потливость, сердцебиение, колебания артериального давления(чаще в сторону понижения), нарушение работы желудка, кашель, частые позывы к мочеиспусканию.

Лечение невроза всегда должно быть комплексным, потому что не существует какого-либо одного чудодействующего средства.
За лечением невроза нужно обращаться к следующим врачам: психиатр, психотерапевт, невролог. Участие врача необходимо потому, что специалист правильнее выявит и устранит причины невроза, а также подберёт нужное направление лечения.

Педагог - психолог


 

Памятка для выпускников.Как подготовиться к сдаче экзамена

 Экзамены (в строгом переводе с латыни — "испытания") — это не просто «отбарабанил» и ушел. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету.


Подготовка к экзамену

• Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.

• Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

• Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты — «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы будут пройдены.
• Начни с самого трудного — с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
• Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
• Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
• Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
• Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на задания в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
• Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
• Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

• Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
• В пункт сдачи экзамена ты должен явиться не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.


 

Ваш ребенок выбирает профессию

Информация для родителей
учащихся выпускных классов

Каждый родитель сталкивается с моментом профессионального самоопределения своего ребенка. Есть ли необходимость каждому выпускнику школы поступать в высшее учебное заведение?

Дело в том, что в жизни каждого старшеклассника наступает момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. Подчеркиваю - именно он, а вы на данном этапе можете только помочь, подсказать, эмоционально поддержать, дать ему веры в собственные силы. Но, ни в коем случае, не определять его будущее самим.

Профессиональное самоопределение происходит в 15-16 лет и означает смену ведущей деятельности подростка с интимно-личностной - на профессиональную. Для ранней юности характерна устремленность в будущее.


Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план -решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное самоопределение). Жизненный план - не то же самое, что подростковые мечты о будущем.

Когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, это еще нельзя назвать жизненной перспективой. Старшеклассник должен не просто представлять себе будущее в общих чертах, а сознавать способы достижения поставленных целей.

Устремленность в будущее только тогда благоприятно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что потом будет еще лучше.

В этих условиях родители должны оказать эмоциональную и психологическую поддержку в самоопределении молодых людей.. Задача родителей - воспитание человека, умеющего осознанно и самостоятельно ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассником всегда, и если он не наделен большими способностями, или даже имеет некоторые проблемы с учебой, то для него проблема выбора профессии стоит особенно остро. А если при этом родители, только из лучших побуждений, требуют обязательно поступить в ВУЗ и учиться, в последствии получая удовлетворение, то такой ребенок будет несчастен в высшей мере и вскоре выдохнется.

Поэтому родителям необходимо реально оценить возможности и способности своего ребенка и направить его по пути дальнейшего развития, будь это ВУЗ или колледж. Ведь всегда можно среди огромного спектра профессий выбрать ту, которая подойдет по склонностям и способностям, а также, что не менее важно, по коммуникативным возможностям.

Основная проблема выбора - это незнание выпускником мира профессий. Поэтому в правильном выборе профессии вашему ребенку всегда будет рад помочь классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный, имеющие в своем арсенале специальные методы профориентации подростков. И они, узнав о способностях, склонностях и мотивации вашего ребенка, смогут предложить варианты его обучения подходящей ему профессии (либо сразу ВУЗ, либо сначала колледж, а потом по осознанному желанию молодого человека -ВУЗ).

Но каждому из вас не будет лишним знать основные аспекты правильного выбора профессии.

Существуют три принципа выбора профессии:

  1. знание и учет своих собственных возможностей и способностей;
  2. знание требований профессии к человеку;
  3. умение соотносить эти факторы.

Психологи выявили факторы выбора профессии, которыми неосознанно руководствуютсяподростки.

ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Отношение семьи:

  • помощь родителей в выборе;
  • свобода выбора;
  • несогласие с выбором.

Отношение друзей и сверстников:

  • советы друзей;
  • «за компанию».

Отношение преподавателей:

  • помощь в формировании умений и навыков;
  • выявление интересов, способностей и склонностей.

«Личный план»:

  • главная цель «кем я буду»;
  • пути и средства достижения цели;
  • самостоятельность выполнения профессио­нального плана.

Способности:

  • уровень развития способностей;
  • особенности индивидуально-психологичес­ких способностей.

Стремление к признанию:

  • оценка своих успехов и неудач;
  • честное отношение к успехам других,
  • мнение коллектива.

Информированность:

  • средства массовой информации о специализации учебных заведений и предприятий;
  • устаревшие источники информации;
  • предвзятое отношение к профессии.

Склонности:

  • любимое занятие;
  • желание больше узнать о любимом деле;
  • активность в освоении.

Цель профессиональной ориентации -оказание психологической помощи в выборе профессии с учетом мотивационных, психофизиологических, интеллектуальных, характерологических и эмоциональных особенностей личности, с учетом рынка труда и личных интересов.

К сожалению, в настоящее время молодежь видит смысл выбора профессии вне ее содержания. На первое место выходят факторы престижа и зарплаты. Разъединение человека и его профессии ведет к серьезным внутренним противоречиям, делая человека несчастным, потому что он тратит жизнь на работу, которую не любит.

А бывают и такие случаи, что молодой человек, уже работая по выбранной специальности, понимает, что ему необходимо продолжить образование в высшем учебном заведении. Это, в принципе, идеальный вариант самоопределения. Так как это будет его осознанный выбор!
Вот и получается, что высшее образование является не самоцелью, а средством в достижении успеха в выбранной профессии.

Можно сделать вывод что, именно вы, родители имеете непосредственное влияние на правильный выбор профессии своего ребенка. И очень важно, чтобы вы это осознали и помогли определить приоритеты на будущее вашему выпускнику.

НЕСКОЛЬКО ВЫСКАЗЫВАНИЙ НА ТЕМУ:

Выбор профессии - это выбор пути обучения профессии.

Профессии могут быть разными, но все они равноценны.

Выбор профессии - это проектирование трудового жизненного пути.

Нет неинтересных профессии, а есть незаинтересованные ими люди.

Выбор профессии должен быть самостоятельным и сознательным.

Чтобы выбрать профессиональный путь, надо мысленно перебрать много других.
 

 

 

поделиться в: