Аутизм у детей

«Чудеса иногда случаются, но над этим приходится очень много работать»

  Хаим Вейцман

 

Детский аутизм – достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с его проявлениями можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе-интернате и в престижном лицее. Такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки. Однако вместо этого они часто встречают непонимание, недоброжелательность и даже отторжение, получают тяжелые душевные травмы. Аутичный ребенок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного, и непонимание, осуждение окружающих на улице, в транспорте, в магазине сильно усложняет положение самого ребенка и его родителей (замещающих родителей).

При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи, доброжелательной и грамотной поддержки окружающих, большая часть таких детей, в итоге, признается необучаемой и не адаптируется социально. В то же время, в результате своевременно начатой упорной коррекционной работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум.

Порой аутизм можно спутать с некоторыми другими, встречающимися у детей проблемами, например, с нарушением общения, обусловленным особыми условиями жизни и воспитания ребенка. Такие нарушения могут возникнуть, если еще в раннем возрасте, ребенок лишен возможности установить эмоциональный контакт с близким человеком. То есть в случаях детского госпитализма. Известно, что нехватка эмоциональных контактов с людьми, недостаток впечатлений часто вызывают серьезную задержку психического развития у детей, воспитывающихся в домах ребенка. У них возможно также развитие особой стереотипной активности, призванной компенсировать недостаток контактов с миром. Однако стереотипные действия не носят при госпитализме такого изощренного характера, как при детском аутизме: это может быть, скажем, просто упорное раскачивание или сосание пальца. Принципиально здесь то, что ребенок с госпитализмом, попав в нормальные условия, может компенсироваться, по сравнению с аутичным, гораздо быстрее, поскольку у него отсутствуют внутренние препятствия для эмоционального развития.

Что такое “аутизм”?

“Аутичность — (от греческого — сам) — обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний”. Такое определение аутизма дано в психологическом словаре. Этот термин, впервые введенный швейцарским психиатром и психологом Э.Блейлером, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств.

Обычно выделяют три основных области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение и эмоциональная сфера.

В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития, однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.

Несмотря на общность нарушений в психической сфере, аутизм проявляется в разных формах. В книге О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг “Аутичный ребенок: пути помощи” (М., 1997) приведены примеры различных подходов к классификации аутичных детей. Так, английский исследователь доктор Л.Винг разделила таких детей по их возможностям вступления в социальный контакт на «одиноких» (не вовлекающихся в общение), «пассивных» и «активных, но нелепых». По ее мнению, прогноз социальной адаптации наиболее благоприятен для группы «пассивных» детей. Авторы книги предлагают в качестве основания классификации, вырабатываемые аутичными детьми, способы взаимодействия с миром и защиты от него и выделяют четыре основных формы проявления аутизма.

  1. Полная отрешенность от происходящего. Дети с этой формой аутизма демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности, которые затем преодолевают, выстроив радикальную компенсаторную защиту: они полностью отказываются от активных контактов с внешним миром. Такие дети не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты. Это наиболее глубокая форма аутизма, проявляющаяся в полной отрешенности от происходящего вокруг.
  2. Активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, однако для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов. Их должна окружать привычная обстановка, поэтому наиболее остро их проблемы проявляются с возрастом, когда становится необходимым выйти за границы домашней жизни, общаться с новыми людьми. У них наблюдается множество двигательных стереотипов. Они могут пользоваться речью, однако их речевое развитие специфично: они усваивают, прежде всего, речевые штампы, жестко связывая их с конкретной ситуацией. Для них характерен рубленый телеграфный стиль.
  3. Захваченность артистическими интересами. Дети этой группы отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Это очень «речевые» дети, они обладают большим словарным запасом, однако они говорят сложными, «книжными» фразами, их речь производит неестественно взрослое впечатление. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление, они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем.
  4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Центральная проблема детей этой группы — недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Для этих детей характерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь бедна и аграмматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма.

По статистике глубокий аутизм встречается только у одного ребенка из тысячи. В повседневной практике, в детском саду или в школе, мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек.

В Великобритании живет полмиллиона человек с аутизмом – это один человек из 100. По статистике международной организации Autism Speaks, один из каждых 88 людей на планете – аутист. Три года назад эта же организация приводила иное соотношение: 1 из 150. Во всем мире проблема аутизма расценивается как пандемия, как ужасающая перспектива полной инвалидизации человечества. Медики бьют тревогу, ученые активно ищут пути выхода.

В Республике Беларусь с 2005 по 01.10.2013 год общее число детей, состоящих под наблюдением врачей-психиатров, по причине общих расстройств развития, в том числе и аутизма, возросло в 3,2 раз (с 251 до 786 случаев). Рост заболеваемости расстройствами аутистического спектра отмечается во всех, без исключения областях республики и в городе Минске. По словам официальных экспертов, действительная распространенность аутизма примерно одинакова во всех странах, а вот выявляемость в разных странах может быть разной. Как правило, подобных случаев в Беларуси выявляется в 10-20 раз меньше, чем их есть в действительности. Основными проблемами по ранней выявляемости и организации реабилитационной помощи детям с аутизмом в Республике Беларусь являются:

- низкий уровень осведомленности врачей, педагогов, родителей о ранних проявлениях аутизма не позволяет своевременно обращаться за помощью к специалистам службы охраны психического здоровья детей и подростков, проводить диагностику на ранних этапах заболевания, что снижает эффективность данного вида помощи;

- отсутствует общая концепция (программа), системный подход в оказании помощи детям с аутизмом и расстройствами аутистического спектра;

- недостаточно специалистов (психологов, логопедов-дефектологов, педагогов), которые имеют опыт работы с данной категорией пациентов и могут быть по праву названы высокоэффективными в своем виде деятельности;

- низкий уровень культуры коммуникации и взаимодействия общества с людьми с особенностями развития и их семьями приводит к социальной изоляции и вторичной аутизации последних.

К выше перечисленному можно добавить проблему кадрового обеспечения подразделений детской психиатрической службы, особенно в сельской местности, врачами-психиатрами, психотерапевтами, психологами, в свою очередь снижающую доступность и качество оказываемой помощи.

В последнее время специалистами многих медицинских, воспитательных и педагогических учреждений (общего и специального типов) отмечается рост количества детей, с которыми практически невозможно вступить в коммуникацию; поведение которых не поддается коррекции привычными методами, а обучение и воспитание — общепринятыми в специальной педагогике.

Пример.

В кабинет на прием заходит ребенок с родителями. Отец мальчика жмется у стены в коридоре в нерешительности. Мама проходит и начинает раздевать своего малыша. Ребенок в это время оседает у нее в руках, наклоняет голову и мельком осматривает окружающее его пространство. Замечает полку с игрушками и, не дожидаясь пока мама поправит на нем одежду, притягиваемый, как  магнитом, перемещается к подмеченному им предмету. С полки он достает коробку с карандашами, высыпает ее содержимое на пол и, усевшись на корточки, «успокаивается» за привычным ему занятием — подбрасыванием и перебиранием разноцветных деревяшек, искусным кручением их перед глазами. На просьбы мамы поздороваться, попросить разрешения, подойти к ней или сесть спокойно ребенок не реагирует. Вслед за неослабевающей настойчивостью матери у ребенка появляются аффективные реакции крик, плач, попытки укусить себя за руку, стремление убежать из комнаты и т.п.

Порой родители обращаются за помощью специалистов слишком поздно, когда ребенку исполняется 4-5 лет и упущены многие возможности, которые дает своевременное вмешательство.

Другая же, гораздо большая часть родителей, начинает бить тревогу вовремя, однако не находит поддержки и адекватного реагирования со стороны специалистов. Часто при сборе анамнестических сведений можно слышать фразу родителей: «Мы обращались к невропатологу (педиатру), когда ребенку было полтора года. Нам ответили, что отсутствие речи — это не показатель наличия заболевания и не является поводом для волнений, нужно подождать до того момента, когда ребенку исполнится три-четыре года».

«Отсутствие» людей с официальным диагнозом «аутизм» так же связано с тем, что родители часто сами отказываются от выставления своим детям такого диагноза, поскольку это может повлечь целую цепочку неприятных последствий.

Последние оценки медицинских экспертов связывают развитие аутизма с корой головного мозга. Процесс формирования симптомов данного заболевания запускается еще на этапе развития зародыша в утробе матери. Нарушения наблюдаются в районе виска и лобной части головного мозга, которые и несут ответственность за мышление и уровень общительности человека. У аутистов наблюдается слишком большое количество синапсов мозга. Мозговой синапс - это особый тип межклеточного контакта между нейроном и клеткой-мишенью. Именно с помощью синапсов в мозге человека осуществляются важнейшие связи между нейронами, без которых мы не сможем нормально жить. Однако избыточное количество этих связей может привести к ограничивающим нормальную работу мозга процессам, которые обычно наблюдаются уже в зрелом и пожилом возрасте, когда больше половины синапсов исчезает. У детей подобное явление становится причиной развития аутизма.

Аутизм не может быть вызван воспитанием, поведением родителей или социальными обстоятельствами. Это не вина самого человека, который никак не может повлиять на наличие аутизма. Аутизм нередко сочетается с другими психическими расстройствами.

Сравнительные исследования семей с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, и семей с детьми, обладающими другими нарушениями развития, показали, что аутичные дети пережили не больше психотравмирующих ситуаций, чем другие, а родители аутичных детей зачастую даже более заботливы и преданны им, чем родители других «проблемных» детей.

Для аутистов окружающий мир – это хаос из людей, мест и событий, в котором им бывает невозможно разобраться. Эти трудности в восприятии окружающего мира могут вызывать у них очень сильную тревожность.

Портрет аутичного ребенка

Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У аутичных детей нарушается “комплекс оживления”, характерный для нормального развивающихся младенцев. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд “мимо”, “сквозь” человека, он не откликается на свое имя.

Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки.

Сенсорные особенности детей с аутизмом делают их сверхчувствительными к одним раздражителям (звукам, запахам, свету, прикосновениям) и почти не чувствительными к другим (например, к боли). Причем у разных детей с аутизмом разные сенсорные особенности. Эмоциональные реакции таких детей, на привычные нам явления, могут выглядеть непредсказуемыми.

И в более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно стремятся уйти от контактов с окружающими людьми. Существует мнение, что у них отсутствует желание общаться, в отличие от тревожных детей, которые хотят и ждут контактов, но по какой-либо причине боятся вступить в общение.

От коллективной игры аутичные дети отказываются, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Причем они могут одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. Например, 5-летний мальчик на просьбы взрослых нарисовать дерево, человечка, машинку долго и сосредоточенно работал карандашом, и всякий раз, закончив рисунок, говорил: «Лестница!». У некоторых детей игра отсутствует вовсе, и развитие задерживается на стадии элементарного манипулирования каким-либо предметом.

Аутичным детям свойственны стереотипные механические движения и действия. Например, ребенок может вместо умывания многократно поворачивать ручку крана то в одну, то в другую сторону или бесконечно включать и выключать свет. Иногда он подолгу совершает бесцельные однотипные движения телом: раскачивается, размахивает рукой, палкой или ударяет по мячу. Ученик 2-го класса Андрюша М. в течение всего урока просто открывал и закрывал тетрадь, не слушая объяснений учителя и не выполняя заданий.

Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает “уход в себя” либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом. Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии, возникающей при малейшей неудаче. Причем находящиеся рядом взрослые часто не понимают причины взрыва ребенка, они, имея навык общения с обычными детьми, не всегда придают значения “пустякам”, которые так важны для аутичного ребенка.

Аутизму не всегда сопутствует снижение интеллекта. Практический (не связанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму. Так, например, Даня К. (6 лет), отказавшись отвечать на какие-либо вопросы психолога при обследовании по методике Векслера, задания на определение невербального интеллекта («Складывание фигур», «Лабиринт», «Последовательные картинки») выполнил блестяще и с явным желанием. Аутичные дети часто успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками, и эту склонность необходимо использовать для налаживания контактов с ними.

Иногда таким детям доставляет удовольствие коллекционировать разные предметы: камушки, бумажки, палочки. Аутисты могут быть парциально одаренными и проявлять успешность в отдельных областях: обладать абсолютным музыкальным слухом, отлично играть в шахматы, рисовать, считать. В любимом многими американском фильме “Человек дождя” актер Дастин Хоффман мастерски изобразил аутиста Реймонда, который блестяще отгадывал цифровые комбинации в казино.

Для аутичных детей обычно характерно пристрастие к рифмам, стихам, чтению их наизусть «километрами». Музыкальный слух и хорошее чувство речевой формы, внимание к высокой поэзии – это то, что поражает всех, кто близко сталкивается с ними в жизни.

Для аутичных детей может быть свойственно и отставание в развитии речи (хотя изредка встречаются и противоположные случаи). Важно отметить, что этот недостаток они даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с задержкой речевого развития, но без нарушения общения. Если особых отклонений в развитии речи нет, ребенок все равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми. Часто его речь представляет серию монологов, а в диалоговой речи (если она сформирована) присутствуют эхолалии (бессмысленные, необдуманные повторения услышанных фраз).

Если аутичный ребенок и владеет фразовой речью, в ней, как правило, отсутствует местоимение «Я». Понятие «Я» чуждо этим детям. Они говорят о себе во 2-м или в 3-м лице, как делают это окружающие по отношению к ним. Кроме того, их речи характерна фотографичность, неосмысленность. Поскольку механическая память у таких детей, как правило, хорошо развита, они надолго запоминают отдельные высказывания, иногда очень умные, взрослые, не соответствующие возрасту и уровню развития. Не вдумываясь в смысл, они автоматически повторяют понравившиеся им фразы, приводя в восторг и умиление родителей, уверенных в связи с этим в исключительной одаренности своего ребенка.

Аутичные дети, как правило, ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от прямых ответов на вопросы, обращенные к ним (часто они их даже не слышат). У них могут быть нарушены интонация, ритм речи, они неверно ставят ударения в словах. Научить их говорить правильно довольно трудно, так как они не осознают необходимости этого.

Не воспринимая своего «Я», не чувствуя своего тела, его границ, дети с нарушением общения испытывают и определенные трудности при формировании навыков самообслуживания. Как правило, они позже других детей, научаются одеваться, раздеваться, употреблять по назначению горшок. Причем многократный показ одного и того же действия не приводит к желаемому результату: ребенок не осваивает его.

Аутизм развивается не только потому, что ребенок раним и мало вынослив в эмоциональном отношении. Стремление ограничивать взаимодействие даже с близкими людьми связано с тем, что именно они требуют от ребенка наибольшей активности, а как раз это требование он выполнить не может.

Многие дети с аутизмом могут учиться в массовых школах и гимназиях, если создана адаптированная под их сенсорные особенности среда, подготовлены педагоги, а в школьный штат включены сопровождающие-тьюторы.

Специальности «тьютор» в Беларуси нет: сопровождающие детей с аутизмом оформлены помощниками воспитателей. В минских школах успешно работают уже три тьютора-мужчины. Помогать мальчишкам с аутизмом взрослеть и искать свое место в социуме – самая мужская работа.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
  2. Исходить из интересов ребенка.
  3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
  4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
  5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
  6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
  7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
  8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

9.Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)

  1. Избегать переутомления ребенка.

Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей:

Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок.

У аутиста должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.

Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.

Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.

Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.

При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.

Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено.

Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении.

Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие.

Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.

Родители должны проявлять недюжинное терпение и последовательность в обучении и воспитании аутиста, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации аутиста не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.

Знаменитые аутисты:

  • Вирджиния Вульф – британская писательница
  • Эндрю Джексон — седьмой президент США
  • Вуди Аллен — актер и кинорежиссер
  • Энди Кауфман — знаменитый комик и актер
  • Винсент Ван Гог — художник
  • Кортни Лав — вдова Курта Кобейна, лидера группы «Нирвана»
  • Хикари Оэ — японский композитор
  • Донна Уильямс — австралийская писательница, автор дилогии «Нигде никого», «Где-то кто-то».

 

По ссылке https://autismcenter.by/ можно познакомиться с статьями, советами специалистов по детскому аутизму: диагностика, терапия, их творчество  и многое другое.

поделиться в: