Руководителю учебно-методического объединения

В папке школьного УМО должно быть:

  1. Положение о школьном УМО
  2. Должностные инструкции руководителя УМО
  3. Приказ (выписка из приказа) о создании методической сети школы
  4. Анализ за прошлый учебный год (пример анализа прилагается)
  5. План работы за прошлый год
  6. План работы на текущий год
  7. База данных УМО (пример прилагается)
  8. План или программа проведения прошедших в этом учебном году заседаний УМО
  9. Материалы выступлений на УМО в этом учебном году по теме заседаний.

Темы школьного УМО должны соответствовать  целям и задачам годового плана учреждения образования

Если в базе школьных УМО есть молодые специалисты,  то в плане УМО должна быть отражена работы с ними.


 

Источники формирования содержания методической работы

  1. Кодекс Республики Беларусь «Об образовании", нормативные документы, инструкции Министерства образования Республики Беларусь, приказ образовательного учреждения «Об организации методической работы», определяющих цели и задачи;
  2. Устав, программа развития, план работы учебного заведения на текущий год, стандарты и базисный учебный план, учебники и учебные пособия, позволяющие расширить, обновить традиционное содержание методической службы, авторские альтернативные программы;
  3. Новые психолого-педагогические, методические исследования, повышающие научный уровень методической службы;
  4. Инновационные процессы, раскрывающие содержание методической работы;
  5. Материалы диагностики и прогнозирования состояния образовательного процесса, уровня обученности, воспитанности и развития учащихся данной школы, другие материалы, помогающие определить методическую тему, основные задачи, проблемы методической работы и самообразования;
  6. Использование информации о положительном и передовом педагогическом опыте в регионе, школах города, республики, помогающей избавиться от типичных ошибок;
  7. Максимально творческий подход в выборе содержания планирования  методической работы.

 

Примерная схема анализа работы УМО

Требования к аналитическому отчету.

Анализ деятельности УМО должен соответствовать следующим требованиям:

- четкость построения по блокам или разделам плана;

логичность, последовательность изложения;

аргументированность, сравнение с предыдущим учебным годом;

- точность оценок, исключающих субъективизм;

применение при необходимости наглядности (графиков, таблиц, диаграмм);

грамотность оформления

Примерная схема анализа работы УМО

1. Вступление (о роли и значимости деятельности УМО в целом: профессиональное развитие современного педагога – это непременное условие повышения уровня его педагогической компетенции и качества образования. От того, как будет организована работа УМО, как каждый педагог будет повышать уровень собственной компетентности, зависит ресурсный, кадровый потенциал развития образования в целом).

(следует указать направления деятельности УМО, какие формы работы с кадрами успешно используются в методическом объединении?

Какие инновации внедряются в работу методического объединения)

2. Целеполагание (цель и задачи, которые ставились перед УМО в текущем учебном году.

(насколько они согласуются с целями и задачами учреждения образования, проблемами педагогических работников (участников УМО); педагогическая и управленческая целесообразность решаемых УМО задач; степень выполнения поставленных задач, результаты; общая оценка выполнения поставленных задач (полностью, частично); что способствовало (препятствовало) их выполнению.

3. Анализ кадрового состава УМО

(количество участников, образование, стаж, возраст, квалификационная категория, сроки и место освоения учебных программ дополнительного образования взрослых – повышение квалификации, в каком учебном год подтверждена категория и др. как учтены интересы, профессиональные потребности, уровень компетентности, профессионализма, педагогического мастерства в организации методической работы).

4. Обусловленность выбора тематики заседаний УМО

(реализация положений государственных нормативных правовых документов; влияние современных тенденций в области образования; связь с тематикой педагогических советов учреждения общего среднего образования, задач реализуемых в текущем учебном году, результаты диагностик, результаты самоконтроля и др.).

5. Организация деятельности УМО по выполнению плана 

(виды, методы, формы, приемы работы; заседания УМО, их количество; педагогическая целесообразность обсуждаемых вопросов в рамках каждого заседания; учет профессиональных интересов, потребностей, уровня компетентности, педагогического мастерства учителей при подготовке и проведении заседаний УМО; как вопросы, вынесенные на заседания, позволили решать поставленные задачи; эффективность проведенных заседаний их актуальность ).

6. Степень творческой активности участников УМО

(конкретное участие в деятельности МО каждого педагога: активность в обсуждении вопросов на заседаниях, подготовка учебно-методических материалов, проведение открытых учебных занятий , в какой форме, результативность открытых учебных занятий и внеклассных мероприятий, представление опыта своей работы; уровень взаимодействия с родственными методическими структурами, МГИРО, другими вузами и др.

Основные формы изучения и обобщения педагогического опыта:

открытые занятия по различным темам и вопросам образовательного процесса; педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики;

научно-методическая и научно-практическая конференции; педагогическая выставка; педагогические чтения;

диспуты и дискуссии по актуальным проблемам обучения и воспитания; педагогические экскурсии; семинарские занятия по проблемам педагогики;

практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта; педагогические консультации; творческий отчет).

7. Продуктивность педагогической деятельности членов УМО

(результаты учебной деятельности учащихся, уровень их развития как основной показатель результативности деятельности УМО; участие педагогов в конкурсах профессионального педагогического мастерства; представление проектов на премии и гранты; участие членов МО в конференциях, научно-исследовательской, инновационной деятельности, олимпиадном движении; обобщение и распространение передового педагогического опыта участников МО на уровне учреждения общего среднего образования, района, города; представление опыта в средствах массовой информации; выпуск методической продукции; роль самообразования в личностно –профессиональном развитии и др.

При анализе самообразовательной работы учителей в методическом объединении необходимо дать ответы на следующие вопросы:

1.) Имеется ли у каждого члена методического объединения индивидуальная тема для самообразования?

2.) Насколько она связана с общешкольной методической темой?

3.) Когда начата работа над темой, когда предполагается закончить эту работу?

4.) Практическая значимость работы над темой, например, выступление с докладом на заседании методического объединения, педсовета, методического совета, написание авторской программы факультативных занятий и т.д.)

8. Работа УМО с молодыми педагогами. Организация наставничества 

(виды работы, используемые методики, методы, формы в работе с молодыми коллегами, результативность работы наставников – участников УМО).

9. Характеристика микроклимата в УМО

(степень удовлетворенности педагогических работников микроклиматом в УМО, уровнем взаимоотношений, качеством методической помощи и повышением профессионального уровня и др. с учетом результатов анкетирования участников УМО.).

10. Проблемы, над которыми предстоит работать членам УМО в следующем году.

(неиспользованный потенциал возможностей МО, факторы, препятствующие его развитию.

11. Выводы и предложения по совершенствованию деятельности МО. Определение направлений деятельности, задач на следующий учебный год.

 

 

Руководитель МО                                                                            подпись

 

Использование различных фраз при подготовке аналитического отчета

1. Использование глаголов

что позволяет,

что обеспечивает

что способствует

что помогает

что расширяет

2. Данные показатели свидетельствуют о достаточном уровне готовности и являются залогом успешной адаптации

3. Вместе с тем, осталась нерешенной…..

4. Следует отметить, что наблюдается увеличение (снижение)…., что свидетельствует

5. В этой связи необходим более объективно оценивать

6. Необходимо расширить взаимопосещение учебных занятий, руководителю МО посетить учебные занятия

  1.        поэтому педагогам необходимо создавать условия, обеспечивающие с наименьшими затратами для здоровья развитие и овладение знаниями и умениями учащихся в соответствии с требованиями образовательных стандартов и учебных программ. Для создания таких условий необходимо неукоснительно соблюдать санитарные нормы и правила к организации образовательного процесса, осуществлять реализацию индивидуального подхода к учащимся с разным уровнем подготовки, осуществлять целенаправленную работу по развитию произвольного внимания, памяти, работать над формированием у учащихся умений сотрудничать со сверстниками, слушать взрослого, способности к волевым усилиям.

8. В то же время остается проблемой недостаточный спектр осуществляемых платных услуг в сфере образования. С одной стороны отсутствует инициатива самих педагогов, так как эта работа требует серьезной подготовки со стороны учителя, а оплачивается значительно ниже, чем учебные занятия. С другой стороны родители также не готовы оплачивать дополнительное образование своих детей, предпочитают ограничиться факультативными занятиями. В целях повышения уровня мотивации учащихся и их законных представителей к занятости на образовательных занятиях на платной основе следует организовать рекламную акцию, направленную на ознакомление и пропаганду предлагаемых учреждение образования платных образовательных услуг

9. …..такая организация работы лишает учащихся инициативы и снижает их познавательную активность, что также может привести в дальнейшем к снижению уровня успеваемости

10. Следует активнее привлекать…..

11. Недостаточно используются возможности самостоятельной работы, самостоятельного выбора дифференцированных заданий, чаще используется подача нового материала в готовом виде без самостоятельного поиска

12. Работу методического объединения учителей можно считать эффективной, что подтверждается итоговыми результатами их деятельности: качеством обученности учащихся, количеством призеров олимпиад и конкурсов, общим уровнем организации образовательного процесса, участием в методической работе учреждения образования, района, города.

13. С целью пропаганды эффективного педагогического опыта….

14. Выбор темы по самообразованию основывается на оценке деятельности, видении каждым педагогом своих личностных и профессиональных проблем, умении корректно формулировать цели и последовательно их решать, умении проектировать и контролировать свою деятельность.

15. Возможно, целесообразным будет и закрепление за претендентами на высшую категорию ответственного лица из числа членов аттестационной комиссии для оказания помощи в работе и подготовке к квалификационному экзамену

16. Собеседование с молодыми специалистами по завершении учебного года свидетельствует о том, что те затруднения, которые они испытывали в начале учебного года, частично ликвидированы. Остается еще проблемой распределение учебного времени на каждом этапе учебного занятия, отбор дидактического материала в соответствии с выбранными формой и типом учебного занятия.

17. Таким образом, можно сделать вывод, что в состав методического объединения работоспособный, большая часть которого стремится к распространению своего педагогического опыта, повышению профессионального мастерства.

 

18. Организация работы методического объединения позволяет своевременно выявить негативные отклонения в образовательном процессе, предупреждает возможное снижение творческой активности учителей, повышает их персональную ответственность за результаты обучения.

 

19. Однако недостаточно интенсивно ведется работа по обобщению и распространению опыта работы педагогов, учителя не совсем неохотно принимают участие в конкурсах, не печатаются в СМИ. Данный факт объясняется не неумением педагогов проводить самоанализ деятельности и систематизировать его, а отсутствием у отдельных педагогов мотивации к данному виду деятельности.

20. Диагностика показала, что цели и задачи МО значимы для учителей, содержание работы вариативно и интересно, формы методической работы целесообразны и результативны, каждый учитель в полной мере может реализовать себя в педагогической деятельности и участвовать в исследовательской деятельности.

21. В 20 /20 учебном году следует продолжить работу по повышению профессионального мастерства   через систему повышения квалификации в соответствии с перспективным планом повышения квалификации учителей, через организацию работы семинаров, круглых столов, создание условий для положительной мотивации обобщения актуального педагогического опыта. От решения этих проблем зависит качество образовательного процесса и его результаты, содержание работы методического объединения.

  1.  При подготовке предложений можно использовать следующее:

Для учителей высшей квалификационной категории рекомендуем использовать резервы…..

Для учителей 1 квалификационной категории –затруднения…..

Для учителей без категории и 2 квалификационной категории – проблемы….

Предложения могут носить как критический характер, типа «мероприятие не приносит пользу, только отнимает время педагога, предлагается исключить из плана работы на следующий год», так и конструктивный — «предлагается ряд мероприятий, позволяющих решить ту или иную проблему».

23. Созданное единое информационное образовательное пространство позволяет обеспечивать быстрое и своевременное движение потоков информации между всеми участниками образовательного процесса столицы. Данная инфраструктура также предоставляет возможности для оперативного использования информационных коммуникационных технологий как инструментария, обеспечивающего оптимизацию и повышение качества столичного образования:

при организации образовательного процесса через проведение интернет-олимпиад, участие в интернет-проектах, развитие виртуальных музеев, предоставление on-line доступа к электронным средствам обучения и т.д.;

в управлении образованием через электронные паспорта и базы данных, которые обеспечивают оперативный и контролируемый обмен информацией и ее анализ;

во взаимодействии с социумом через организацию общения участников образовательного процесса с использованием сети интернет (проведение интернет-конференций, общегородских родительских собраний в режиме on-line, организация сетевых сообществ, создание сетевых газет и журналов и др.).

24. Кроме того, есть проблемы и в работе по повышению профессионального мастерства педагогических кадров. Во-первых, наметилась тенденция невыполнения плана повышения квалификации. Во-вторых, не используется в полной мере потенциал методических формирований. Только 32% педагогов удовлетворены организацией методической работы. Ничего удивительного: есть случаи, когда в состав одного методического объединения включены учителя четырех-пяти специальностей или когда во главе методического объединения стоит молодой специалист. Об эффективности работы таких формирований судите сами. И, наконец, в-третьих, формально осуществляется руководство самообразовательной деятельностью педагогов. Не стала серьёзным механизмом повышения качества образования и организация работы по изучению, обобщению и распространению успешного педагогического опыта. Результативность участия учреждений образования района в городском конкурсе «Опыт и инициатива педагогов – ресурс образования столицы» составляет в среднем 7,5%. За 3 года только одно призовое место на конкурсе «Столичный учитель – столичному образованию». Нет призовых мест и в конкурсе «Академия урока». Напрашивается вывод, что работа по развитию профессиональных компетенций педагогов в районе пока еще малоэффективна.

поделиться в: